| http://nnov.kp.ru/daily/24385/564055/
............................
Вам стало плохо, а «неотложка» медлит или отказывается принимать необходимые меры?
Разбираем самые больные вопросы вместе с президентом Лиги защитников пациентов, председателем Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Александром Саверским.
«НЕОТЛОЖКА» ОБЯЗАНА ПРИЕХАТЬ ДАЖЕ В ГЛУХУЮ ДЕРЕВНЮ
На днях в редакцию пришло жуткое письмо: «Мой отец, живший в селе под Казанью, почувствовал себя плохо. Родственники позвонили в «Скорую». Там сказали, что по приказу Минздравсоцразвития «Скорая помощь» в сельскую местность не выезжает, порекомендовали обратиться к местному фельдшеру. Но фельдшер, обслуживающий несколько деревень, был в отпуске. В результате в течение часа родственники, плача, наблюдали, как умирал отец, не имея никакой возможности ему помочь... Владимир».
Мы немедленно разыскали приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» (от 1.11.2004 № 179). Там сказано, что в населенных пунктах, где живет меньше 50 тысяч человек, станции скорой медпомощи не создаются. Но! Это ни в коем случае не значит, что человек, живущий в деревне, приехавший на дачу или в загородный пансионат, должен в экстренной ситуации сам искать врача и добираться до ближайшего медпункта.
Внимание: КАЖДЫЙ, кто находится на территории нашей страны, имеет право на скорую помощь, если оказывается в состоянии, требующем срочного медицинского вмешательства (ст. 39 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).
Причем такая медпомощь предоставляется БЕСПЛАТНО, независимо от того, есть ли у больного российский паспорт (или вообще какой бы то ни было документ, удостоверяющий личность) и полис медстрахования.
В городах с населением более 100 тысяч человек согласно приказу Минздравсоцразвития организуются подстанции скорой помощи с расчетом 20-минутной транспортной доступности. Если в городе живут от 50 до 100 тысяч человек, в нем создается станция скорой помощи, которая работает круглосуточно как самостоятельное медучреждение.
В менее крупных населенных пунктах (до 50 тысяч человек) могут организовываться отделения скорой помощи при районных и городских больницах.
! В любом случае местные власти обязаны обеспечить каждому, кто позвонит по телефону «03», приезд бригады медиков - либо со станции (подстанции) скорой помощи, либо из ближайшего медучреждения.
То есть в ситуации, о которой написал наш читатель Владимир, к его отцу безоговорочно обязаны были приехать медработники! Откуда их должны были прислать - дело органов местной власти, в том числе местного органа управления здравоохранением.
ОТФУТБОЛИВАЮТ ПО «03» - ЗВОНИТЕ «02»!
Но что же делать тем, кто, будучи в шоке от боли или от переживаний за близкого человека, получает по «03» отказ приехать либо ждет «Скорую» долгие часы?
- Если по номеру «03» вам прямым текстом говорят, что к таким пациентам не выезжают: мол, сами «оклемаетесь» либо, наоборот, «врач вам уже не поможет» (и так порой поступают с пожилыми тяжелыми больными, заявляя: «Труп в машине нам не нужен»), то сразу же звоните по «02», - советует опытный специалист по защите прав пациентов Александр Саверский.
Имейте в виду: в подобных ситуациях сотрудники «Скорой», прежде всего отфутболивающий диспетчер, подпадают под ст. 124 Уголовного кодекса «Неоказание помощи больному» и ст. 125 «Оставление в опасности» (та или иная статья применяется в зависимости от конкретных обстоятельств).
- Как правило, милиция сразу связывается со «Скорой», и такой звонок быстро дисциплинирует медработников, которым грозит уголовная статья, - поясняет Александр Саверский.
Бывает, что «неотложка» напрямую не отказывается ехать к больному, однако отправлять выездную бригаду диспетчер не спешит.
- В таком случае перезвоните по «03» и сами напомните медработникам, что промедление равноценно неоказанию помощи больному и оставлению в опасности - ст. 124 и 125 УК (это судимость и до трех лет лишения свободы). Не поможет - сразу звоните в милицию (см. выше).
ЕСЛИ МЕДИКИ ВЫМОГАЮТ ДЕНЬГИ ЗА УКОЛЫ И ЛЕКАРСТВА
Приезд «Скорой» - это еще полдела, известны случаи, когда на месте медработники отказываются делать те или иные процедуры либо вымогают деньги за уколы, лекарства и т. д.
- Если вас не устраивает работа бригады «Скорой» - не выполняются необходимые, по вашему мнению, процедуры, медработники требуют деньги, «поскольку у вас нет медполиса», и т. п., - сразу звоните по «03» и требуйте связать вас с главврачом подразделения «Скорой» либо дежурным врачом, исполняющим обязанности главного в данный момент, - советует Александр Саверский. - Как правило, это быстро дает нужный эффект.
Имейте в виду еще один полезный телефон: во многих регионах (особенно в крупных городах) сейчас действуют круглосуточные «горячие линии» местных органов управления здравоохранением. Там также оперативно принимают необходимые меры по жалобам граждан.
Продолжение - в ближайших выпусках «КП» - Здоровье»: кто выбирает больницу, в которую должны отвезти пациента по «Скорой», что полагается пациентам, прибывшим по «неотложке», и др.
НА ЗАМЕТКУ
В крупных городах (свыше 100 тысяч населения) «Скорая» по правилам должна приезжать в течение 20 минут. Для других населенных пунктов нормативы прибытия «неотложки» Минздравом не установлены, действует общее правило о том, что медпомощь должны оказывать безотлагательно. На практике можно начинать беспокоиться и принимать меры (см. в тексте), если медики не появились в течение получаса.
СОХРАНИ
Куда срочно звонить в Москве
Дежурный врач станции скорой и неотложной медпомощи города Москвы: (495) 628-00-03; дежурный врач-педиатр: (495) 632-96-80.
Скорая психиатрическая помощь: (495) 625-31-01.
Скорая акушерско-гинекологическая помощь: (495) 681-00-60.
Глазная скорая помощь: (495) 699-61-28.
Глазная скорая помощь детская: (495) 237-19-71.
Стоматологическая скорая помощь: (495) 952-75-64.
«Горячая линия» Департамента здравоохранения города Москвы (круглосуточно): (495) 251-83-00.
Другие полезные телефоны, в том числе «горячие линии» в административных округах Москвы, смотрите на сайте http://www.mosgor-zdrav.ru/
БУДЬ В КУРСЕ!
Можно вызывать педиатров и кардиологов
Выездные бригады «Скорой» бывают фельдшерские и врачебные. В первую входят два фельдшера и санитар, во вторую - один врач, два фельдшера либо фельдшер и медсестра-анестезиолог, а также один санитар. В зависимости от тяжести состояния больного вы можете высказать пожелание диспетчеру, какую именно бригаду прислать.
Кроме обычных, существуют специализированные бригады скорой медпомощи: педиатрическая, кардиологическая, неврологическая, акушерско-гинекологическая и т. д. Как правило, такие профильные бригады организуются в подразделениях «Скорой» в крупных городах. Вызывая «неотложку», пациент может попросить диспетчера прислать конкретную специализированную бригаду.
............................
Небесполезный материал.
Разве что фраза "В первую входят два фельдшера и санитар, во вторую - один врач, два фельдшера либо фельдшер и медсестра-анестезиолог, а также один санитар" несколько удивила. Я ни разу не видел на скорой санитаров. Медсестер-анестезиологов тоже. Я вообще не понимаю, что такое медсестра-анестезиолог. Нет таких. ...В фельдшерскую бригаду обычно входят либо два фельшера, либо один. Во врачебную, если бригада линейная входит либо один только врач, либо врач и фельдшер. Сейчас стали с фельдшерами в основном ездить. 10 лет назад связка "врач-фельдшер" была только на спецбригадах: кардиологической, токсикологической и т.д. На реанимации ездят, как правило, врач и два фельдшера.
Ну да ладно. | |